Медведева Э.Н. учитель химии
Примеры уроков
1. Урок краеведения по внутренним водам Воронежской области
Ход урока:
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Оргмомент | Проверка готовности к уроку Психологический настрой | Организация рабочего места |
2. | Мотивация | -Что является самым главным богатством каждой страны? Особое значение имеют пресные воды. -О каких пресных водах мы будем говорить на уроке вы узнаете прочитав стихотворение Б.Заходера. -Эпиграф урока: «…русский человек всегда жил с рекой душа в душу…» В.Ю.Ключевский | Отвечают на вопрос учителя Читают : Течёт река Как хорошо, когда река Над ней – пышнее облака,
Определяют тему урока.
|
3. | Актуализация | - Сегодня на уроке мы будем вести разговор о воде. Тема нашего урока: «Реки Воронежской области» Все воды, как и земли, прекрасны. Тихие пруды и озера, заводи и речки, ласкают взоры и умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветье неба, сверкание звезд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря и штормовом гуле океана чудится музыка планеты. | |
4. | Целеполагание | Каковы цель и задачи нашего урока? | Обучающиеся совместно с учителем ставят цель и задачи урока:Цель: познакомиться с реками Воронежской области Задачи: 1. Сформировать у обучающихся представление об основных чертах рек Воронежской области – свойствах, характере течения, источников питания и режиме, распределении по территории. 2. Развивать у обучающихся умения наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 3. Развивать умения работать с картами, статистическими материалами. |
5. | Изучение нового | Какими водами богата Воронежская область? (Далее учитель беседует, организует сообщения обучающихся, уточнения, дополнения, обсуждения.) Учитель читает стихотворение: Есть Дон, Кубань, Урал, Ока, - А вы знаете, какие реки протекают в нашей области? Сообщения обучающихся: 2.Река Хопер Чуден и воронежский отрезок Хопра — самой чистой реки в Европе. Она протекает от с. Губари до устья р. Савала на протяжении 218 км. Здесь в Хопер впадают притоки: Ворона, Карачан, Савала. Вдоль реки, выше Новохоперска, тянутся лесные массивы Хоперского заповедника. В нем очень много пойменных озер, самое большое из них — Юрмище. В среднем течении реки на участке от г. Борисоглебска до г. Новохоперска, между которыми примерно 50 км, по долине реки простирается территория Хоперского государственного заповедника. Под его охраной один из богатейших по природному разнобразию на Восточно-Европейской равнине островок дикой природы. 3.Река Воронеж 4. Тихая Сосна В ста километрах к югу от г. Воронежа течет река с поэтическим названием Тихая Сосна. Русло ее извилистое, местами разделяется на рукава. Вода светлая, в глубине видны рдесты, на поверхности плавают листья кувшинок и кубышек. Длина 161 км. Тихая Сосна — правый приток Дона. В низовьях, в месте сближения Тихой Сосны с Доном, на правом высоком берегу реки удивительное место – Дивногорье. В 1991 году здесь создан природный историко-археологический музей-заповедник “Дивногорье”, территория которого простирается по правому берегу реки, от хутора Дивногорье, до её устья и далее по правому берегу Дона до села Селявное. 5.Река Битюг 7. Река Усманка Усмань(Усманка), левый приток Воронежа. Одна из наиболее живописных лесных речек Воронежской области. Пойма Усмани заросла сырыми ольшаниками и ивняками, выше располагаются дубравы, сосновые боры. Среди лесов встречаются болота, на которых можно найти даже северную клюкву. Усманский бор имеет водоохранное значение и представляет интерес для изучения развития лесной растительности в условиях лесостепи. Здесь сохранились некоторые редкие виды животных (европейский благородный олень, речные бобры). Ниже управления заповедника расположены подпорные плотины, поддерживающие уровень воды в реке. Учитель:
Река до тех пор продолжает оставаться рекой, пока ее не лишат возможности сохранять жизнь в своем русле. На языке специалистов это называется способностью к самоочищению. То же самое относится к любому озеру или пруду. Всякий естественный водоем располагает армией «санитаров»: бактерии, грибы, водоросли, жгутиковые, коловратки; водоросли, к тому же, обогащают воду кислородом. Эти «санитары» довольно легко справляются со своим делом, если в реку попадают в умеренном количестве обычные сточные воды, не содержащие выбросов автомобильного транспорта, минеральных удобрений с полей и других загрязнителей, не свойственных природе. Обитатели реки разлагают эти соединения, служащие пищей микроскопическим «санитарам». Промышленные загрязнения не усваиваются живыми организмами и, накапливаясь, приводят к их гибели. В конце концов, может погибнуть и сам водоем. Вырубка леса, «охраняющего» водоем, приводит к сокращению количества выпадающих осадков, следовательно – к обмелению, заилению русла реки.
Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. | Ответы обучающихся ( при этом работают в группах с текстом параграфа, картами атласа)-отчитываются по выполненной работе, показывают реки на карте-обобщают, выделяя особенности рек -проверяют -слушают обучающихся, приготовивших сообщения.
|
6. | Закрепление | Мы много нового узнали на уроке.Задание:-на контурных картах нанести реки о которых шла речь на сегодняшнем уроке.(приложение 1)- составьте таблицу (приложение 2) -игра «Дополните предложения» (приложение3) | Выполняют задания и отвечают на вопросы учителя |
7. | Подведение итогов | Вопросы: 1.Какие крупные реки имеются на территории Воронежской области? 2.Какую реку называли Танаис? 3. Какие причины влияют на исчезновение рек? - Определите пути спасения наших рек.
Вывод: Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистительные сооружения. Строятся такие предприятия на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду! | |
7. | Домашнее задание | Выучить параграф № 21, ответить на вопросы 3-5 стр. 77 учебника. Перечислите мероприятия, которые можно осуществить для сохранения наших рек. Подготовить сообщения, презентации по озёрам Воронежской области. | Записывают в дневник |
8. | Рефлексия | Организует заполнение листа оценки и рефлексивного листа (см.приложения) | заполняют лист оценки и рефлексивный лист |
2. Урок химии по теме: “Кислоты”
Цели урока:
1. Сформировать у учащихся знания об одном из важнейших классов неорганических соединений.
2. Изучить классификацию и номенклатуру кислот.
Задачи обучения:
- организовать деятельность по формированию понятия «кислота»;
- организовать деятельность по формированию умений и навыков определять кислоты, их состав, умений давать им названия, познакомить учащихся с важнейшими представителями класса неорганических кислот;
- организовать деятельность по формированию умений и навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.
Задачи воспитания:
- воспитание положительного отношения к знаниям, повышение мотивации к учению;
- продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развивать химическую речь;
- воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в группе).
Задачи развития:
- развитие синтезирующего мышления – развитие умений устанавливать единые признаки и свойства целого, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы;
- совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете;
- развитие умений учебного труда – умение конспектировать, наблюдать и т.д., развитие самостоятельности и умение работать в группе.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- работа в группах;
- работа с опорным конспектом;
- интерактивная.
Методы и методические приемы:
- объяснительно – иллюстративный (опорный конспект, практическая работа);
- словесный (слово учителя, беседа с учащимися);
- репродуктивный (создание проблемной ситуации, ответы на вопросы);
- частично – поисковый (игра «Третий лишний», практическая работа, работа с заданиями при классификации кислот).
Оборудование:
- компьютер;
- набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, индикаторы (метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага), растворы кислот HCl, H2SO4;
- рабочий лист- опорный конспект – содержащий задания и описания опыта.
Предполагаемые результаты обучения:
- знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами.
- уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
Ход урока
- Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. (1 мин.)
- Проверка выполнения домашнего задания.
Индивидуальный опрос: Выполнение заданий по карточкам. (5 мин.)
Дифференцированный подход с целью формирования у учащихся умений интегрировать свои знания (Приложение 1).
- Подготовка учащихся на основном этапе урока к активной деятельности (5 мин.). Работают по заданиям в опорном конспекте (Приложение 2).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Мы изучаем основные классы неорганических соединений. Вспомним, с какими классами веществ вы уже знакомы? Загадка: Если в пере элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется …Вопрос: дайте определение оксидам? | (Ответ оксид). Дают определение оксидам.
Оксидами называются соединения, состоящие из атомов двух элементов, одним из которых является кислород. | |||||||
Загадка: Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название Ведь эти вещества…Вопросы: дайте определение основаниям? | (Ответ – основания).
Дают определение основаниям. Молекулы оснований содержат атомы металла и атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы ОН-. | |||||||
Задание: Распределите формулы по классам в таблицу (слайд 3) | Распределяют предложенные формулы в таблицу по классам: HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3. (заполнение таблица 1 в опорном конспекте) | |||||||
Вопрос: Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу? | Проверка правильности выполнения
| |||||||
| ||||||||
Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? Тема «Кислоты». | Записывают в опорном конспекте. Тема «Кислоты». | |||||||
Целеполагание. | Каждый учащийся ставит перед собой конкретные цели. | |||||||
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир кислот. Вот наш маршрут. | Станция -ИнформационнаяСтанция -Историческая Станция -Cтоп! Красный свет! Станция –Индикаторная Станция – Практическая | |||||||
Станция –Информационная.По формулам дайте определение классу кислоты. | Дают определение «Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка». Записывают в опорном конспекте. | |||||||
Изучим состав и название кислот. | Заполняют вместе с учителем таблицу 2 в опорном конспекте. (только колонка – название кислот, остальные данные будут заполнены на последующих уроках). | |||||||
Чем отличаются приведённые пары кислот?Задание: На какие группы можно разделить кислоты?
Запишем признаки классификации кислот и основные группы. | По предложенным примерам кислот называют признаки классификации.Ответ: а) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие (заполнение схемы 1 в опорном конспекте). б) По количеству кислорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные (заполнение схемы 2 в опорном конспекте). | |||||||
Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта? | Ответ: яблочная, лимонная, уксусная, молочная и др. в) По происхождению: органические и неорганические (заполнение схемы 3 в опорном конспекте). | |||||||
Станция Историческая | Слушают рассказ о работе химика Шееле, открытии и свойствах некоторых кислот. | |||||||
Физкультминутка гимнастика для глаз | Расслабьтесь и дышите спокойно. Опустите локти на стол. Шея и позвоночник должны находиться на одной прямой линии. Закройте глаза руками, попробуйте вспомнить что-нибудь приятное. Выполняем 1 минуту.Затем выполняем «комплекс гимнастики для глаз» | |||||||
СТАНЦИЯ “СТОЙ! КРАСНЫЙ СВЕТ!”Как вы думаете в чем заключается «Первая помощь при ожоге едкими кислотами?» | Повторяют хором: «КИСЛОТЫ РАЗРУШАЮТ КОЖУ , ТКАНИ , ДРЕВЕСИНУ!» Фронтальная беседа о «Первой помощи при ожоге едкими кислотами». | |||||||
Правила ТБ при работе с едкими веществами. | Читают опорный конспект: «Меры безопасности при работе с кислотами» (по цепочке). | |||||||
Станция Индикаторная.Как можно распознать кислоты? | Объясняют что такое индикаторы. | |||||||
Практическая работа. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах (форма работы: групповая). | Выполняют опыты по описанию в опорном конспекте: «Исследование окраски индикаторов в кислотных средах» и заносят результаты в таблицу 3 в опорном конспекте. | |||||||
Станция – Практическая.Назовите области применения кислот. | Фронтальная беседа о применении кислот на практике: в медицине (аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетилсалициловая); в кулинарии: уксусная, лимонная. | |||||||
| ||||||||
Рассмотрены ли вопросы намеченные по теме «Кислоты» (Состав, классификация, свойства. Как работать?) | Фронтальная беседа: повторение основных разделов темы -определение кислот; классификация; правила ТБ. | |||||||
Задание 2 на рабочем листе. | Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка. | |||||||
| ||||||||
Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели?Ответе на вопросы:
| По очереди характеризуют урок, отвечают на вопросы и делают вывод. | |||||||
| ||||||||
Выучить все новые понятия, формулы и названия кислот. Подготовиться к химическому диктанту. | Читают эту информацию в опорном конспекте. | |||||||
Спасибо за урок! | ||||||||